ПРИВЛЕЧЬ МОЛОДЫЕ КАДРЫ

Школа имени Валерия Лесунова с. Улу-Теляк – одна из старейших школ в районе. Здесь созданы условия для развития подрастающего поколения. Школьники учатся в светлых, оборудованных классах. Педагоги и ученики часто становятся победителями и призерами в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, конкурсах районного, республиканского и всероссийского уровней, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты, дипломы, Благодарственные письма, кубки. Выпускники школы добиваются хороших результатов при сдаче ЕГЭ, поступают в престижные вузы страны. В этом году четыре девятиклассника, успешно сдав ОГЭ, получили аттестаты с отличием. Сильнейшие ученики остались продолжить учебу в десятом классе. В школе хорошо организована и внеклассная работа. Работают предметные кружки и по интересам. С каждым годом привлекает все больше детей театральный кружок «Чародеи», которым руководит талантливый педагог Юлия Галлямова. Заниматься резьбой по дереву на кружок к учителю технологии Александру Тарасову в основном ходят мальчики. Многие работы юных мастеров украшают школьный музей. Например, макеты зданий новой и старой школ в масштабе 1:40, копии военной техники и оружия.
В новом учебном году в Улу-Телякской школе за парты сядут триста девяносто три ученика, в филиале образовательного учреждения – школе д. Михайловка – двадцать шесть школьников. Сорок девять учеников в этом году переступят школьный порог первый раз. Обучают детей двадцать семь педагогов. Среди них, заслуженный учитель Республики Башкортостан, отличники образования РФ и РБ, мастера своего дела: А. В. Лущикова, Л. П. Фахретдинова, Ю. Р. Галлямова, А. Я. Каримова, А. И. Тарасов и другие.
Последние пять лет коллективом руководит молодой, старательный директор Ильяс Фанисович Закиров.
Наряду с достижениями у школы есть и свои проблемы. В любой отрасли с течением времени происходит обновление коллектива. Вот и в Улу-Телякской школе учителя советской закалки стареют, выходят на пенсию, уходят из школы, отработав много лет и после достижения пенсионного возраста.
– Основной костяк педагогического коллектива составляют учителя, которые приходили в школу по распределению из вузов и остались работать, – рассказывает Ильяс Фанисович. – Молодые специалисты в школу идут неохотно. В первую очередь их волнует вопрос жилья. И, конечно же, дальность от города тоже сказывается. Все хотят работать ближе к Уфе, райцентру. Хотя добираться из с. Улу-Теляк до города можно без проблем: регулярно ходят электрички, через каждые 40 минут отправляются маршрутные автобусы. Несколько учителей и логопед на работу каждый день приезжают из других населенных пунктов.
Руководитель школы постоянно работает над привлечением молодых кадров. Ильяс Закиров тесно сотрудничает с БГПУ имени М. Акмуллы, Месягутовским педколледжем, ездит по районам. Сейчас в школе работают три молодых учителя: по английскому языку, информатике и математике, начальных классов.
Учитель информатики и математики Валерия Берестова – выпускница местной школы. Окончила Кушнаренковский педколледж по специальности «техник-программист». Преддипломную практику проходила в родной школе, так здесь и осталась. В этом году поступила на физико-математический факультет БГПУ. Валерия Алексеевна говорит, что в первое время чувствовала себя неуверенно рядом со своими учителями. А потом привыкла.
– Мне повезло, что я работаю в родной школе, – признается Валерия. – Каждый из моих старших коллег готов оказать методическую помощь по любому вопросу.
Одним из таких наставников является Алевтина Лущикова. Алевтина Васильевна сорок шесть лет работает в школе, из них около трех десятков – директором. Городская девушка попала в сельскую школу по распределению. За эти годы она никогда не пожалела, что выбрала профессию учителя. С особой теплотой Алевтина Лущикова вспоминает свои первые годы работы, наставников, которые научили многому. И теперь с удовольствием передает свой опыт молодым: посещает уроки, дает советы, подскажет, где надо. Ведь молодой педагог, по ее словам, окончив вуз, еще не является специалистом своего дела, его путь профессионального становления только начинается.
Алевтина Васильевна многие годы успешно возглавляет работу школьного музея. «Эта работа меня увлекает», – признается педагог. Вместе с учениками собирали материалы о выпускниках школы, участниках Великой Отечественной войны, истории села, сотрудничают с архивными организациями. Ученики под ее руководством занимаются исследовательской работой, выходят со своими работами на районные, республиканские и всероссийские конкурсы, где занимают призовые места.
За годы работы педагог сумела влюбить в свой предмет многих учеников. Парни и девушки после окончания школы поступали учиться на физматы. Бывало, по пять человек из одного выпуска. Алевтине Васильевне обидно, что многие ее талантливые ученики после получения диплома не возвращаются в школу, а работают в других сферах. Есть среди выпускников и те, кто пошел по стопам учителя, но их мало.
– Хотя педагогические вузы ежегодно выпускают несколько тысяч молодых учителей, но для большинства из них знакомство со школой заканчивается студенческой практикой, – рассказывает Алевтина Васильевна. – После получения диплома они становятся кем угодно, но в школы не идут. А если и идут, то буквально единицы, и через год-два опять же уходят по разным причинам.
Наверное, проблема нехватки молодых специалистов в школе будет стоять в нашем образовании еще долгое время. Во всяком случае, как считают аналитики, чтобы ее решить необходимо повышать престижность профессии преподавателя, совершенствовать знания и квалификацию учителей, поддерживать талантливых педагогов, повышать их социальный статус. Разработка и реализация различных программ по поддержке молодых кадров также позволит привлекать в школы больше выпускников педагогических вузов.
Но это в будущем. А Улу-Телякская школа уже сегодня может принять молодых специалистов: здесь имеются все условия для их профессионального и творческого роста.   Организована грамотная методическая работа: консультации, семинары, «мастер-классы», самообразование, разработка методических материалов, посещение уроков, внеклассных мероприятий у опытных педагогов, совместное изучение трудных тем программы с наставником.
Думается, что молодые учителя, которые придут в школу, станут грамотными специалистами и останутся верными своей профессии.

Сирина Фаррахова.
Фото автора.